Николас Кейдж толкует пророка Иезекииля, а Алекс Пройас взрывает мозг. Конец света заказывали? Угощайтесь
Алекс Пройас десять лет назад снял «Город тьмы», и за этот фильм ему можно простить все — даже «Знамение». Апокалиптический боевик с Николасом Кейджем рекламировался как сугубо авторский проект, но там на удивление мало неожиданностей. Те же, что есть, работают вполсилы.
Для завязки используется некий список цифр, в котором герой-математик, опорожнив полбутылки виски, открывает загадочную закономерность: это даты всех катастроф, случившихся на Земле за последние 50 лет, а также еще трех, которые случатся вот-вот и станут последними. Звучит как бред, и здесь стоило бы остановиться. Дело в том, что герой недавно потерял жену, погибшую при пожаре. С тех пор он ни с кем не хочет встречаться, пьет горькую, в полном уединении воспитывает своего сына и вообще, по мнению единственного оставшегося друга, у него заметно едет крыша. Похудевший и постаревший Николас Кейдж так опасно блестит глазами, что список катастроф поначалу воспринимается как безумие. Но очень быстро — слишком быстро, по-моему — самолеты начинают падать, а поезда сталкиваться строго по расписанию.
Идея со списком отработана, герой все-таки в своем уме, значит, нужно придумывать что-то еще, и тут появляются какие-то умственно отсталые альбиносы, которые преследуют сына героя и нашептывают ему какие-то неприятные вещи. Кто это — шайка педофилов? Террористы, в целях секретности выкрасившиеся в блондинов? Нацисты-подпольщики? Призраки? А что это за маленькие черные камешки, которые они раздают детям?
Вопросов много, но все они остаются без ответа, потому что герой Кейджа пока что занят другим. Он пытается предотвратить предсказанные катастрофы — подхватить падающий самолет, притормозить сошедший с рельс поезд, — но ему это, как ни странно, не удается. Это довольно неожиданное решение: обычно-то Кейдж в кино спасает все, что движется. Но от Алекса Пройаса мы ждали большего. Впрочем, кое-что интересное впереди.
Говорят, что спойлерить «Знамение» моветон, а то там и смотреть-то не на что. Ну ладно, не будем портить вам сомнительное удовольствие — два часа смотреть, как потный Кейдж ездит на машине, пытаясь спасти если не Землю, то хотя бы своего сына. Намекнем просто, что режиссер, словно Ньютон на старости лет, бросился толковать Библию и нашел свою интерпретацию книги пророка Иезекииля. Заодно разъясняется загадка педофилов-альбиносов и выясняется, что ждет нашу планету.
Ничего хорошего, оказывается, не ждет — и вот это вполне новаторский ход. Не для Пройаса как автора, а для фильма-катастрофы как жанра. По давно заведенному порядку все картины этого жанра заканчиваются тем, что какой-нибудь супермен типа Брюса Уиллиса или интеллигент типа Джейка Гилленхаала спасает человечество за секунду до большого «бада-бум». Но в последнее время этот порядок дал сбой, и в «Знамении» Пройас не сделал никаких открытий, а просто подхватил модный тренд.
В финале его фильма Нью-Йорк летит в тартарары, а вместе с ним и вся планета; волны огня заливают пространство кадра; все очень красиво — на зависть Роланду Эммериху — падает, взрывается, взлетает на воздух и горит синим пламенем. И никакой спаситель не спешит на помощь к гибнущим в огне шести миллиардам гомо сапиенс. Никакой личной заслуги Пройаса в этом нет — посмотрите «Хранителей» или «Темного рыцаря», unhappy-end сейчас в моде, современные режиссеры одержимы навязчивой идеей спалить побыстрее весь этот мир, не дав ему ни малейшего шанса на спасение. Это наводит на неприятные размышления.
Немецкий историк кино Зигфрид Кракауэр в свое время подметил, что фильмы эпохи экспрессионизма во многом предсказали фашизм, Вторую мировую войну и крах Германии. Интересно, не предсказывают ли ближайшее будущее мрачные, кровавые, безнадежные блокбастеры, которые что ни месяц выдают в современном Голливуде?
|