Борис Нелепо
С 20 по 29 марта в кинотеатре «35 мм» проходит кинофестиваль «Франкофония». В нашем видеогиде — самые любопытные фильмы программы
Кинодебют Шоллера, проработавшего пятнадцать лет сценаристом, был отобран в каннскую программу «Особый взгляд». И действительно, сюжетная завязка напоминает остросоциальный фестивальный стандарт. Главная героиня со своим пятилетним сыном живет на улице. Социальная служба отправляет их в ночлежку неподалеку от Версаля. На следующее утро девушка встречает в лесу героя Гийома Депардье, живущего в хижине, и оставляет ему своего сына. Однако Шоллер отходит от привычной для такого кино эстетики. Он скрещивает социальную тему с архетипическим сказочным сюжетом и пытается разнообразить историю визуальными методами, играя со светом и тенью.
Лучшие сцены происходят в лесу, где герои сидят в темноте у костра, огонь которого освещает их лица. В этих кадрах Депардье неуловимо похож на Блейка из «Последних дней». Его игра — главная причина, по которой нужно смотреть этот фильм, местами не идеальный и постепенно сдающий к финалу. Гийом умер ровно в тот момент, когда весь масштаб его актерского дарования проявился особенно отчетливо. Самые интересные французские фильмы последнего времени не обходятся без его участия: Депардье-младший — это генерал Монриво в последнем фильме Жака Риветта, это призрак, появляющийся на последних минутах «Франции» Сержа Бозона, это один из главных героев «На войне» Бертрана Бонелло. «Версаль» — один из тех фильмов, которые доходят до зрителя уже после смерти актера.
Трейлер фильма
Отрывок из фильма
Versailles : Extrait 2
2. Ретроспектива Аньес Варда
Одна из главных премьер фестиваля — последний фильм восьмидесятилетней Аньес Варда «Пляжи Аньес». Это настоящая автобиография, в которой Варда занимается переосмыслением утраченного времени и рассказывает о своей жизни, начиная с детских воспоминаний и фотографий. В пару к «Пляжам» прилагается знаменитый художественный фильм Варда «Жако из Нанта», о детстве ее мужа Жака Деми, умершего незадолго до выхода этого фильма. В качестве особо редкого бонуса — две программы короткометражных фильмов, которые Варда снимала на протяжении 50 лет. Чуть менее интересна картина «Сто и одна ночь», про месье Кино в исполнении Мишеля Пикколи, ожидающего свой столетний юбилей. Выбор Пикколи на эту роль неслучаен: как раз в 1995 году он входил в комитет празднования столетнего юбилея кинематографа, за что подвергся критике Годара в его «Истории французского кино».
«Пляжи»
3. «Ослиная шкура», режиссер Жак Деми
Было бы странно, если бы программа фестиваля не включала в себя хотя бы один фильм Жака Деми, лучше всего знакомого отечественному зрителю по «Шербурским зонтикам». Во Франции переосмысление Деми началось благодаря недавнему выпуску всех его фильмов на DVD в одной подарочной коллекции. Обложку ноябрьского номера Cahiers du cinema украсил кадр из «Ослиной шкуры» — это последний коммерчески успешный фильм Деми, после которого он был практически предан забвению. «Ослиная шкура» — сказка по мотивам произведений Шарля Перро, в которой, учитывая слабость режиссера к мюзиклам, иногда поют.
Вообще, во французском кино сказка — это благородный и любимый режиссерами жанр со своей традицией, поддерживаемой мастерами от Жана Кокто, снявшего «Красавицу и чудовище», и до современного последователя Брессона Эжена Грина. Забавно, впрочем, что фильм Деми сейчас напоминает скорее советские сказочные фильмы — с поправкой на то, что главные роли исполняют Жан Марэ, Катрин Денев и особенно прекрасная Дельфин Сейриг.
4. «Бал актрис», режиссер Майвенн Ле Беско
Совсем новый фильм, который еще идет в парижских кинозалах. Не очень понятно, чего ждать от актрисы Майвенн Ле Беско в режиссерском амплуа. Во французской прессе в рецензиях на фильм упоминают «8 женщин», только Майвенн снимает свою музыкальную комедию на грани документалистики — ее 12 актрис играют в фильме самих себя. Я жду этот фильм прежде всего из-за своей любимой актрисы Жанны Балибар. Балибар — дочь знаменитого философа, певица и театральная актриса, к тому же окончившая «Эколь Нормаль Сюперьер» — учебное заведение, в котором всегда учились лучшие французские умы (Мишель Фуко, например, готовился к поступлению туда в течение пяти лет и прошел конкурс лишь со второго раза). Вкусу Балибар я привык доверять: посмотрев большую часть фильмов с ее участием, я пока ни разу не разочаровался.
5. «Серафина», режиссер Мартен Прово
Наверное, главным французским фильмом прошлого года стала «Рождественская история» Арно Деплешена. Однако академики, выбирающие лауреатов «Сезара», сочли иначе и усыпали всеми возможными наградами «Серафину» Прово — сухой и академичный байопик о художнице Серафине Луи, работавшей служанкой и рисовавшей по ночам. Вряд ли стоит ждать от картины прорыва, это скорее образец интеллигентного французского мейнстрима с хорошей актерской игрой Иоланды Моро.
Другие
|