В двух столицах в марте соберется рекордное количество звезд — такого еще не бывало
В марте в Москве состоится шестнадцать балетно-танцевальных событий. Это, между прочим, цифра рекордная — такого еще не было никогда, ни в XIX веке, ни в XX. Все творцы и продюсеры будто решили надышаться напоследок. Для зрителей это, конечно, разорение, но и невиданные ранее возможности выбора.
Если вы чтите балет древний и очень древний — для вас премьера «Коппелии» в Большом (12—15 марта), гастроли Мариинского театра с «Карнавалом» (1 марта в программе «Золотой маски») и «Неаполь» в Музыкальном театре (27 и 28 марта). «Коппелию» Мариуса Петипа делает в Большом тот же человек, что сотворил в Мариинском «Карнавал» Михаила Фокина, — хореограф-реставратор Сергей Вихарев. Тщательность работы, выделка каждого па гарантируется даже в буйном Большом театре. «Неаполь» же переносят из Копенгагена сами датчане, и это не реконструкция (поскольку Бурнонвиля на родине никто не улучшал и не редактировал), а прямое воспроизведение древнего текста. В Москве «Неаполь» никогда ранее не танцевали — Бурнонвиль знаком лишь по «Сильфиде», и любителям Бурнонвиля меланхолического предстоит удивиться, сколько веселья и энергии способен был вложить датчанин в повествование об утонувшей девушке и молодом человеке, отправившемся спасать ее от морских духов.
Для ностальгирующих по юности бабушек и дедушек (тогда и балет был духовнее, и сахар слаще) — премьера в театре Касаткиной и Василёва. Хореографы, когда-то воплощавшие противостояние официальному искусству (впрочем, ровно в той мере, в какой способен противостоять балет), теперь тоже идут наперекор — за неделю до премьеры в Большом выпускают свою версию «Коппелии» (4 и 5 марта на сцене Новой оперы). Можно предсказать демонстративное отсутствие пантомимы и обилие мужских танцев — революционную эстетику шестидесятых.
Сегодняшних сочинителей также немало в мартовской программе. Никита Дмитриевский поставил шоу-балет о жизни тибетского гуру («Сансара», Русский камерный балет «Москва» на сцене РАМТа, 2 и 9 марта). Кирилл Симонов разбирался во взаимоотношениях Густава Малера, его жены и юного композитора фон Цемлинского («Стеклянное сердце», Мариинский театр на сцене Большого, затакт безумного марта — 28 февраля). А Раду Поклитару, по которому успела соскучиться российская столица (с тех пор как под давлением ханжеского прокофьевского фонда исчез из Большого его сотворенный на пару с Декланом Донелланом балет «Ромео и Джульетта»), представит в Москве свой новый, три года назад созданный театр «Киев модерн-балет» — 10 марта на сцене РАМТа.
Нет-нет, это еще не все. Главные события еще впереди.
«Золотая маска» празднует пятнадцатилетний юбилей и по этому поводу приглашает в Москву звезд экстра-класса. Во-первых, нас навестит первая балерина мира: Сильви Гиллем никогда ранее в Москве не выступала, теперь мы увидим ее в моноспектакле Push Рассела Малифанта (не совсем моноспектакль — Малифант тоже выходит на сцену, но кто бы пошел на него смотреть, если бы первую партию не вела легендарная балерина?). Гиллем появится на сцене МХТ 14 и 15 марта, и ровно в эти же дни в Петербурге начнется IX балетный фест, где тоже на звезд не поскупятся: ожидаются Матье Ганьо из Парижской оперы, Полина Семионова из Берлина, Марсело Гомес из ABT, Эшли Боудер из NYCB. Начнется же фестиваль с премьеры «Конька-горбунка», которого ставит Алексей Ратманский — царь-девицей выплывет Ульяна Лопаткина. В результате половина московских балетоманов отправляются на премьеру с Лопаткиной, затем возвращаются на Гиллем; вторая половина мчится в Питер после первого спектакля Гиллем, рискуя все же в «Коньке» увидеть второй состав, то есть Викторию Терешкину. В Бологом встретятся.
Но это не единственный широкий жест «Золотой маски» — нас ждут еще спектакли Иржи Килиана («Last touch first», 27 и 28 марта в театре «Мастерская Петра Фоменко») и Уильяма Форсайта («Impressing the czar», 29 марта в Большом). Нежный и лукавый неоклассик рядом с суровым деконструктором — и ни того, ни другого еще не мог привезти на гастроли ни один российский продюсер.
Но и современный танец тоже будет в этом марте, а как же.
Отложенная с осени премьера Аллы Сигаловой — «Бедная Лиза» на музыку Леонида Десятникова, сочиненная для танцовщика и драматической актрисы (Андрей Меркурьев и Чулпан Хаматова, 4 и 5 марта, на сцене Центра им. Мейерхольда). В одну программу будут собраны новые сочинения Романа Андрейкина («Апноэ сна»), Лики Шевченко («Комната») и Екатерины Кисловой («Общежитие»). Но вот кто их увидит, если они будут показаны одновременно с «Бедной Лизой» (4 марта, Театр Луны). 15 и 16 марта в Центре Мейерхольда немецкий культурный центр и фестиваль NET представят занимающуюся хип-хопом группу E-motion со спектаклем «2nd_ID». И, наконец, 16 марта в Кремле вновь грянет жгучий «Огонь Анатолии» — к нам уже в третий раз едут бодрые турецкие парни, освоившие ирландский степ.
Выбрали что-нибудь для себя? Отпрянули от экрана в изумлении? Ну что я могу сказать — Гиллем пропускать точно нельзя. О ней вы внукам будете рассказывать.
|