Сегодня открывается 38-й Роттердамский кинофестиваль. Во внеконкурсных программах будут представлены две российские картины. Это «Морфий» Алексея Балабанова и «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского. Этот фильм-фантазия на темы сочинений Иосифа Бродского, выполненный в жанре иронической сказки, станет специальным событием кинофестиваля. Все съемки проходили в Санкт-Петербурге, в том числе и в квартире на углу Литейного проспекта, где поэт жил более тридцати лет в «полутора комнатах» со своими родителями.
Посвященная памяти родителей ироническая сказка основана на материалах биографии, рисунках и прозе Бродского, которую режиссер Андрей Хржановский и сценарист Юрия Арабов использовали как камертон. «С недавних пор у меня во дворе поселились две вороны. Они появились поодиночке. Первая – два года назад, когда умерла мать. Вторая – в прошлом году, сразу после смерти отца», – это цитата из Бродского. Авторы фильма предположили, что поэт вернулся в родной город. Он ведь неоднократно говорил, что путешествие в Ленинград может состояться, правда, анонимно. «Бродский ведь колебался. Кому-то он обещал, что приедет в Петербург. Кто-то до сих пор уверяет, что он приезжал. Действительно, он этот план разрабатывал с Барышниковым. Барышников подтвердил, что был такой план у них: приехать в Петербург через Хельсинки», – рассказывает режиссер Андрей Хржановский.
Путешествие происходит и в пространстве, и во времени. В «Полутора комнатах» проходят детство и юность поэта. Туда его постоянно возвращают воспоминания, там появляются «полтора кота». «В детстве я растягивал на кошачий манер слова, во многих из которых были подходящие гласные. В результате чего в нашем доме стояло сплошное мяуканье», – рассказывал Бродский.
«Полтора кота» – так Бродского называла Ахматова за неукротимую энергию. Поэт считал кота своей внутренней сущностью и часто вместо подписи рисовал его под стихами. «Полтора кота» для Андрея Хржановского – это своеобразный эскиз к полнометражному кино, в котором он опробовал смешение разных техник и жанров, игровое кино, анимацию, и хронику. Когда понял, что получается, он приступил к «Полутора комнатам». «Искали уникальный материал, теряли надежду. Вдруг случайно ассистентка привозит из Красногорска кадры. Я даже не знал, что они существуют. Немецкие пленные, и им в лагере устраивают инсценированное Рождество», – продолжает Андрей Хржановский. «Помню как-то зимой в бараке, где жили пленные немцы, я увидел елку и на ней игрушки. Среди них был младенец с крыльями. Мама сказала, что это ангел. С тех пор мне ужасно захотелось летать», – вспоминал Бродский.
Графическая анимация, созданная по рисункам поэта, идеальное сочетание музыки и поэзии, документального и игрового кино. Для режиссера, которого всегда ассоциировали с авторской анимацией, это первая полнометражная картина.
Стоит отдельно отметить потрясающие актерские работы. Важно было угадать с актерами, ведь только на роль поэта в разном возрасте нужно было найти шесть человек. «Наши съемки были связаны с мальчиками. Поразил мальчик в исполнении артиста Смола. Поскольку я помню Бродского как моего знакомого, там такое приближение речи и ритма, существование которого меня просто поразило», – признается Сергей Юрский. В роли Иосифа Бродского-старшего дебютировал Григорий Дитятковский – театральный режиссер, еще десять лет назад ставивший «Мрамор».
Андрей Хржановский признается: важно было не столько внешнее сходство, сколько духовный и интеллектуальный потенциал актеров, ведь такое многослойное и камерное кино рассчитано на образованного зрителя.
|