К 130-летию писателя Павла Бажова в Екатеринбургском театре оперы и балета представили обновленную версию балета Сергея Прокофьева «Каменный цветок».
Над созданием новой редакции спектакля трудилась приглашенная команда московских постановщиков: хореограф Андрей Петров, художники Станислав Бенедиктов и Ольга Полянская. Обязанности дирижера-постановщика взял на себя народный артист России Сергей Стадлер. По словам маэстро, работа над воссозданием хрестоматийного сюжета на его Родине требовало особой ответственности. Так что успех премьеры не в последнюю очередь обусловлен помощью гения места. Правда, сам каменный цветок на сцене так и не появится, оставшись несбыточной мечтой художника.
Сергей Стадлер
По материалам программы "Худсовет" на телеканале Культура от 30 ноября 2007 года.
В гостях у Худсовета был председатель жюри Пятого Московского Международного конкурса скрипачей имени Паганини Сергей Стадлер.
Вот уже пять лет последняя декада ноября ассоциируется у нас со скрипичными баталиями. В Москве проводится Международный конкурс скрипачей имени Паганини. Стать участником творческого состязания могут все, есть лишь нижняя возрастная планка 16 лет, плюс обязательное требование – в программе конкурсант должен исполнять произведение великого скрипача. Почетный диплом лауреатов и денежные призы – приятный стимул к победе. Но главная награда для музыканта - официальное признание таланта и, как следствие, мощный карьерный старт. Вот и в этом году в Москву потянулись лучшие скрипичные силы. В третий тур прошли шесть финалистов. В их числе два зарубежных музыканта. Скрипачка Юра Ли из Южной Кореи и Антал Сзалай из Венгрии. По итогам конкурса они поделили третью премию. Очевидное большинство в финале представляли россияне. Обладателями второй премии стали пермяк Павел Милюков, студент третьего курса консерватории, и 16-летняя Ольга Волкова - учащаяся музыкальной школы при Московской консерватории. Первую премию жюри решило не присуждать.
- Сергей Валентинович, Павел Милюков считался фаворитом у публики. Объясните решение жюри, почему не смогли определить самого лучшего?
-Знаете, был очень интересный финал и второй тур. Он вызвал огромный интерес у публики и ажиотаж. Было очень много людей. И чувствуется, что это событие очень интересно для московских слушателей. В финал прошли очень интересные, очень разные музыканты, но не было в этот раз единого лидера. Потому что конкурс проходит уже пятый раз, и у нас уже есть такой элитный союз тех людей, которые получили первые премии на этом конкурсе. И это замечательные музыканты, такие как Семенова, Баева, Догадин, Почекин, японская скрипачка Йонемото, корейский музыкант Квун, и вот на таком большом концертирующем уровне в этот раз никто не играл в финале. А конкурс - это еще сиюминутное дело, поэтому мы надеемся, что, может быть, кто-то из них вырастет в больших музыкантов.
- Но новые имена все равно прозвучали и были открыты?
- Да, и мне кажется, что вторая премия это тоже очень много.
- У конкурса очень представительное жюри, но при этом нет никаких баллов, цифр. Есть просто открытое обсуждение и принятие единогласного решения. Насколько уместна система оценки?
- Мне кажется, что так лучше, потому что действительно в этом конкурсе принимают участие замечательные музыканты, такие как дирижер Владимир Иванович Федосеев, Дмитрий Ситковецкий – скрипач, Саулюс Сондецкис, Александр Рудин, Ида Гендаль, ей восемьдесят лет уже. И я очень счастлив, что сижу рядом с такими музыкантами. И мне кажется, что на таком уровне писать какие-то баллы уже не стоит. Всегда интересно мнение такого уровня музыкантов, и мы просто открыто обсуждаем и приходим, рано или поздно, к общему решению.
- У вас есть потрясающая возможность на протяжении пяти лет отслеживать и наблюдать за молодыми талантами. Как вы считаете, что-то меняется в репертуарных пристрастиях, в исполнительской манере конкурсантов?
- Вы знаете, как говорил Мессиан, публика всегда ждет нового гения. Я бы сказал, что общая тенденция именно в эту сторону, то есть очень сильный, очень крепкий средний уровень, но очень мало очень интересных и оригинальных музыкантов.
- Можно ли сказать, что по-прежнему доминирует российская школа, хотя ее представители могут уже давно не жить в России?
Россия – скрипичная держава и, хоть мы много потеряли, но многие мамы по-прежнему видят в своих детях будущего Ойстраха. Но мне кажется, если говорить о каких-то опасностях, то, мне кажется, что в России сейчас меньше уделяется внимания собственно скрипичному мастерству. Конкурс это все-таки в достаточной степени спорт. Это соединение искусства, которое движется по спортивным рельсам. И как спортсмены полгода тренируются, потом полминуты бегут. И вот здесь тоже многое зависит от сиюминутной ситуации.
Беседу вела Оксана Карас.
|