140 лет назад, 16 января 1869 года, в Петербурге произошло событие, которое стало поворотным в отечественной музыкальной культуре. В зале Дворянского собрания была исполнена Первая симфония Александра Бородина. Фактически, с этого концерта и началась история русской симфонической музыки.
Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, в прошлом Белоколонный зал Дворянского собрания, был свидетелем множества балов и маскарадов. Там также устраивались концерты, выступали европейские знаменитости – Гектор Берлиоз, Роберт Шуман, Ференц Лист. Там же давали премьеры сочинений композиторов только зарождающейся русской школы. «Ведь что интересно: Бородин не был профессионалом, он любитель. В молодые годы он посещал много разных кружков музыкальных, играл в разных оркестрах, на разных инструментах. Он самообразовывался. Человек, который был великим химиком», – рассказывает народный артист России Владимир Федосеев.
Однако современники считали, что истинное призвание Бородина – музыка. За сочинение Первой симфонии композитор-химик взялся с жаром, но писал довольно долго. Премьера состоялась 16 января 1869 года в зале Дворянского собрания. Дирижировал Балакирев. «Первая часть прошла холодно, – вспоминал он. Я испугался и поспешил начать Скерцо, которое прошло бойко и вызвало взрыв рукоплесканий. Автор был вызван, публика заставила повторить Скерцо. Остальные части также возбудили горячее сочувствие публики, и после финала автор был вызван несколько раз».
Первую симфонию Бородина полюбили и за рубежом. Композитор писал: «Симфония исполнялась с успехом на фестивалях и концертах в Баден-Бадене, Лейпциге, Дрездене, Антверпене и составила мне солидную репутацию, особенно в Германии». «Эта симфония открыла путь русского симфонизма. Бородин создал свой эпос», – добавляет Владимир Федосеев.
|