Жители обеих мировых столиц могут посмотреть друг на друга в телескоп
Занимающаяся продюсированием уличных представлений английская компания «Артишок» осуществила очередной проект под загадочным названием «Телектроскоп». Автор его — художник Пол Сант-Джордж.
Возле Тауэрского моста в Лондоне из земли торчит нынче 12-метровое приспособление, похожее на гигантский телескоп, сквозь который зрители видят жителей Нью-Йорка, собравшихся у аналогичного сооружения возле Бруклинского моста. Британцы и американцы могут при желании помахать друг другу ручкой и даже завести роман. Правда, на языке жестов. Изображение не сопровождается звуком.
Пол Сант-Джордж так рассказывает о затее. Он якобы рылся в бумагах своего викторианского дедушки инженера Александра Стэнхоупа Сант-Джорджа и обнаружил там прелюбопытные чертежи тоннеля, который энергичный предок начал было рыть под Атлантическим океаном, но не сумел дорыть до конца. Дед якобы мечтал оборудовать тоннель мощным оптическим устройством, с чертежами которого, стилизованными под эпоху великой королевы, тоже можно ознакомиться на сайте проекта. Это устройство и называется «телектроскоп». Внук решил порадовать лондонцев и нью-йоркцев, завершив амбициозный проект. То, что деды не дорыли, дороем мы.
Конечно, это чистой воды розыгрыш. Не знаю, был ли дедушка, но то, что никакого тоннеля он строить не пытался — это точно. Да никакого тоннеля и нет. Общение происходит при помощи новейших сетевых технологий. Впрочем, сам художник и не скрывает, что разыгрывает почтенную публику. Первое оповещение о грядущем предприятии было сделано 1 апреля.
Однако все не так просто. Пол Сант-Джордж — неплохой знаток всяких инженерных казусов викторианской эпохи. Изобретали тогда много и охотно. Мудреное слово «телектроскоп» он тоже придумал не сам. В 70-е годы позапрошлого века было придумано устройство «электроскоп», которое что-то там делало со статическим электричеством. Незадачливый французский журналист перепутал название и цель изобретения. Публика возбудилась. Изобретение было объявлено новым чудом прогресса: оно позволяло видеть друг друга на расстоянии. Попался даже Марк Твен. Журнал «Панч» опубликовал карикатуру, что было высшей формой общественного признания.
Но зачем было устраивать представление, в котором с удовольствием принимают участие сами зрители? А вот как раз для этого — для удовольствия. Все мы, жители мегаполисов, одуреваем от рутины. Традиционные формы развлечений не позволяют из нее по-настоящему выскочить. А тут тебе предлагают игровое пространство, в котором ты можешь поучаствовать без ущерба для репутации. Перевоплотиться в своего викторианского предка или предка-янки эпохи первичного накопления капитала.
Кстати, компания «Артишок» именно на этом и специализируется. Прошлой весной она разыграла лондонцев с помощью огромного деревянного «Слона султана». Слона натурально показывали на улице, по нему можно было полазить — наслаждение для детей, но и взрослые были довольны. Все это сопровождалось сюжетом в духе Жюля Верна, который разыгрывали ряженые, настойчиво вовлекающие в игру публику. Что еще нужно лондонскому клерку, который каждое утро выходит в Сити с зонтиком под мышкой, а иногда и в котелке. Такой котелок тоже ведь немного театр для себя. Николай Евреинов отдыхает.
|