Главная » 2009 » Январь » 12 » Театр, который смотрит в прошлое под «Старый Новый год»
21:13 Театр, который смотрит в прошлое под «Старый Новый год» |
В одном из своих «рождественских стихотворений» Иосиф Бродский предположил, что для чуда нужно немного. Старая овчарня, звезда в небе над нею и еще по чуть-чуть «вчера», «сегодня» и «завтра» для ощущения связи времен. Ингредиенты смешиваются, и получается вертеп. Цель фестиваля «Старый Новый Год», который открывается в столице, – доказать, что традиции народного рождественского кукольного представления не забыты. Организатором смотра стал театр «Бродячий вертеп», а участниками – самодеятельные семейные труппы. Это придает празднику атмосферу домашнего тепла и уюта.
Руководитель театра «Бродячий вертеп» Александр Греф начал играть в куклы двадцать лет назад. С тех пор он сохраняет древнюю традицию и каждый год под Рождество трепетно зажигает в своем театре Вифлеемскую звезду. «Дети придут, они покажут, как надо работать», – замечает Греф. Он уверен, что вертеп – дело коллективное и исключительно домашнее. Это представление возникло в любительском театре – значит, там ему и быть. «Семейный театр и любительский работают на одной площадке», – добавляет Александр Греф.
В профессиональном театре важна эстетика. Ошибки там не прощаются. Дома важно только одно: чтобы участвовала вся семья. «Им очень дорог вертеп, им очень хочется сделать хорошо. Они стараются, и все это невероятно мило. Когда это делает большой дядя, профессионал, с профессиональной подачей, все это становится немного дико», – поясняет руководитель театра. Несколько лет назад он создал Гильдию Вертепщиков. Законы вертепного представления вывесили в Интернете, определив два неизменных правила. «Нельзя способ кукловождения менять, и желательно иметь два этажа, как минимум», – рассказывает Греф.
Одноэтажный вертеп – это халтура. Важно, чтобы зритель одновременно видел два этажа. Условно их можно назвать «добро» и «зло». Пока творятся добрые дела, публика одним глазом должна видеть, что зло где-то рядом. Вертепный ящик – феномен культуры. Его менять нельзя. В «Бродячем вертепе» целых четыре этажа. Вифлеемская звезда, под ней Святое Семейство, ниже царство Ирода и, конечно же, ад со спецэффектами. На нижних этажах, как и положено, кипят страсти. Режут младенцев, рубят Ироду голову, тащат в ад. Сверху – божественная звезда, рождение Иисуса Христа и подарки от королей. Правда, в «Бродячем вертепе» долгое время они приходили с пустыми руками. «Через десять лет мы им сделали к Рождеству дары, и для нас это было большим счастьем, потому что мы их любим, как живых. У наших кукол нет рук, почти нет лица – только глаза. Вот у Ирода, у него тоже нет рук. А почему нет – да, не нужны руки, потому что он руками ничего не делает», – рассказывает Александр Греф.
Наличие рук повлечет за собой дополнительную пластику куклы, что потребует увеличение текста, а это недопустимо. Из года в год идет одна и та же пьеса, которая не терпит режиссерских находок и интерпретаций. Так же распевно возвестит о Рождестве Ангел, так же нахально выпрыгнет Смерть с косой. Любое слово и движение известно заранее. Здесь достижения цивилизации тормозят. Это театр, который смотрит в прошлое.
|
Категория: Главные новости |
Просмотров: 757 |
Добавил: Fobos22
| Рейтинг: 0.0/0 |
|