Какими бы разными ни были прогнозы на 2009-й, все они сходятся в одном – нам предстоит на неопределенное время забыть об излишествах и ограничиться насущным. Но даже если придется отказаться от кино, театра, концертов, покупки книг, музыки и услуг интернет-провайдеров – смотреть телевизор мы вряд ли перестанем. Скорей, наоборот – ТВ в период кризиса будет важнейшим из искусств.
Но и тут придется выбирать, что насущно, а что – лишняя роскошь. В том числе, самому телевидению.
Платное телевидение
станет кому-то не по карману. Темпы роста рынка платного ТВ, по оценкам президента Ассоциации кабельного телевидения России Юрия Припачкина, сократятся в новом году в два раза – до 25% (в 2008 они составили 45%). Многие операторы вынуждены будут ограничиться прошлогодним количеством абонентов. А многим из нас придется обходиться доступными бесплатными каналами.
Хлеб насущный,
которым для платного и бесплатного ТВ является реклама, в этом году станет жиже. Падение обьемов российского рекламного рынка составит никак не меньше 10% . Насколько тоньше будет при этом хлебная пайка каждого канала, предсказать невозможно. В декабре группа компаний «Видео Интернешнл» (мега-медиаселлер, обслуживающий десятки больших и малых телеканалов) объявила о первом контракте на 2009 год с крупным рекламодателем Reckitt Benckiser. Но ни это, ни утешительная весть о продолжении сотрудничества с «Вимм-Билль Данн», не дает отрасли повода для оптимизма. Большинство рекламодателей не в состоянии сейчас точно планировать свои бюджеты – что лишает ТВ возможности планировать свои.
Ограничения на рекламу
в этих условиях становятся слишком большой роскошью. Еще осенью Госдума намеревалась полностью запретить рекламу пива на ТВ – согласно действующему сейчас закону, она разрешена в эфире только с 22.00 до 7.00. Уже в декабре в Думу внесено другое предложение – отменить ограничения как минимум до 2010 года, и его принятие весьма вероятно. Между тем, парламент Франции принял закон, согласно которому реклама – любая реклама! – на государственных телеканалах с января будет ограничена ночным временем, а в 2011 году исчезнет полностью. Французский шик.
Премьеры
Их в эфире определенно станет меньше, а повторов – больше. Будут псевдопремьеры – например, слегка перелицованное документальное кино или передачи, где возвращаются к старым героям, чтобы узнать, как обстоят их дела теперь – что тоже позволяет выдавать в эфир старый сюжет, слегка его освежив. Крупные телекомпании в Европе и США переходят на дешевые в производстве реалити-шоу, у нас может стать больше разговорных форматов. Весьма возможно появление новых передач социального характера – в тяжелые времена на это есть спрос, и можно выбить допфинансирование. Каждый год государство выделяет на поддержку социально-ориентированных телепроектов около 500 млн рублей. Причем Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям эти деньги до сих пор выдавало не всегда – не видя, по словам его руководителя Михаила Сеславинского, достойных проектов. Кризис может подстегнуть творческую телевизионную мысль в нужном направлении.
Участие звезд
в Британии и США выходит из моды, уступая место программам про простых людей – это и дешевле. Наши звезды не так далеки от народа, и многие из них готовы сниматься бесплатно, вряд ли они исчезнут с наших экранов. Впрочем, их роль на ТВ будет меняться. Самым универсальным в этом смысле выглядит подход канала «НТВ», которому важно не кого показывать, а – как. «НТВ» в каждом человеке, будь он звезда или дворник, видит фрика, и это постоянство ракурса позволяет каналу не зависеть от звездных гостей и гонораров, и обеспечивает стабильный успех преданной аудитории.
Межпрограммка,
усохшая в годы просперити до чисто функциональных промо-роликов, получает шанс – чем-то ведь нужно будет заполнять пустоты там, где могла бы быть реклама. Можно ожидать появления имиджевых межпрограммных проектов и социальной рекламы – последнюю каналы до сих пор если и показывали, то крайне неохотно, задвигая на самое неудобное время.
Качественные иностранные сериалы
продолжают снимать и показывать в США. Уже в январе канал АВС ставит в эфир пятый сезон сериала «Lost». Премьера третьего сезона «Californiсation» планируется в марте. Американские поклонники культовых «Heroes», «30 Rock» и «Office» канала NBC увидят новые серии в феврале-марте. Когда их увидят наши – другой вопрос. Аудитория таких сериалов в России и так не особенно велика. Для больших каналов она непрофильна, тратиться на нее в кризис — уж точно роскошь. Впрочем, «Первый» все же начал год с показа четвертого сезона «Lost» (под именем «Остаться в живых»), с которым некогда первым познакомил нашу публику. Он же прошлым летом показывал «Офис» и «Калифрению» («Californiсation») – правда, экспериментально, по ночам. Даже для тех нишевых каналов, которые ставят подобные сериалы в прайм (ДТВ, РЕН-ТВ и др.) в кризис это может стать слишком накладным. Особенно если Ассоциация российских кино- и телепродюсеров решит-таки добиваться реализации витающей в воздухе идеи налога на закупку иностранной телепродукции – с целью защиты отечественного сериального производителя.
«Прожекторперисхилтон»,
который отличается от привычного телеюмора как джаз от частушек, летом казался дерзким экспериментом, а осенью – непозволительной роскошью. По крайней мере, в эфире самого массового канала, где эта передача выходит даже не самой глубокой ночью, в 22.30. Авангард на глазах становится мейнстримом – в сентябре «Прожектор» получил ТЭФИ, в декабре вышел в лидеры по популярности у московской аудитории. В остальной России, конечно, вкусы другие, там все еще любят «Аншлаг» и Петросяна. Но после конферанса Цекало, Урганта, Мартиросяна и Светлакова в новогоднем эфире Первого канала, до всероссийской славы им уже недалеко. К тому же, мастерство квартета ведущих «Прожектора» растет, им все лучше удается совмещать приятную непринужденность с полезными шутками про наших внешних врагов и остроумными комплиментами в адрес первых лиц государства.
Обьективное освещение событий
- роскошь, без которой в России привыкли обходиться и в сытые времена. Большинство из нас нынешний уровень обьективности телевидения вполне устраивает. Согласно проведенному в конце ноября 2008 исследованию ВЦИОМ, 70% наших сограждан доверяют центральному ТВ более, чем всем другим СМИ. На втором месте по степени доверия – ТВ региональное (63%). Интернету при этом доверяет всего 23%, а иностранным СМИ – 14% населения. Теперь Генпрокуратура специально следит за тем, как журналисты освещают кризис, а Федеральная служба по надзору в сфере СМИ уже сделала замечание за острое выступление газете «Ведомости» – в этих условиях наше осмотрительное ТВ будет еще осторожнее.
«Евровидение»,
предстоящее нам в мае, никто, конечно, не отменит – за что же столько лет боролись? Смотр строя и песни малых народов Европы для нас – вопрос чести, почти как Олимпиада. Курировать организацию конкурса эстрадной песни в Москве поручено вице-премьеру правительства, госбюджет выделяет на это 1 миллиард рублей, к ним добавятся средства из столичного бюджета и деньги Европейского вещательного союза. За «Евровидение» можно быть спокойным.
Переход на цифровое вещание
в 2009 году не начнется. В декабре Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания одобрила предложенную Минкомсвязи концепцию соответствующей Федеральной целевой программы, а также утвердила список из 8 телеканалов, которые в цифровом формате останутся бесплатными («Первый», «Россия», «НТВ», «Пятый канал», «Вести-24», «Культура», «Спорт» и детский канал, который составят из передач каналов «Бибигон» и «Теленяня»). В этом году будут принимать программу и разрабатывать частотно-территориальный план для цифрового вещания. Начать первый этап самой цифровизации планируется в 2010-м, закончить – в 2015-м. Кризис может скорректировать эти планы – большую часть финансирования цифровой инфраструктуры предполагается получить из внебюджетных средств, а насколько можно ли рассчитывать на инвесторов во время рецессии? Сейчас мы отстаем от развитых стран в среднем на 3-5 лет: Голландия, Финляндия и Швеция уже перешли на цифру, Великобритания рассчитывает завершить переход к 2012-му. Большинство стран Западной Европы оцифровано на 50-75%. У нас цифровой сигнал пока могут принимать около 10 % домохозяйств.
Конкуренция
в период кризиса смягчается, местами уступая место союзам. О создании ассоциации конкурирующих на российском рынке производителей кино- и телепродукции я уже говорила. Накал борьбы между телеканалами тоже снижается: в США давние конкуренты FOX и NBS взялись за совместное производство региональных новостей. Наши «Первый» и «Россия» в декабре совместно поддержали выход в прокат новогодней комедии «Стиляги». Возвращается практика, когда самое дорогое – если когда-то это была покупка голливудского блокбастера, то теперь выпуск отечественного – делается конкурентами вскладчину.
Первенство среди СМИ
- позиция, с которой ТВ постепенно вытесняется Интернетом, и кризис это дело ускорит – рекламодатели активно подаются в сеть, где реклама более адресна и менее затратна. Аналитики прогнозируют рост рынка интернет-рекламы в 2009-м на 20%. Пулитцеровскую премию, самую престижную в мире журналистики, с этого года будут присуждать за публикации в сети. Но в России, где интернетом пользуется меньше половины населения, ТВ в этом году остается не только главным развлечением, но и основным источником информации.