Едва ли не самый знаменитый шведский славист Бенгт Янгфельдт до сего времени был известен прежде всего своей дружбой с покойным Иосифом Бродским и своими переводами стихов лауреата Нобелевской премии. Оказывается, что г-ин Янгфельдт и по Маяковскому тоже главный. Причем, по мнению некоторых филологов и лингвистов, едва ли не главный в мире.
А почему бы и нет?.. Шведскому исследователю довелось близко знать, как ближайшую подругу и самую большую любовь Маяковского Лилю Брик (она даже была крестной матерью молодого шведа, стажировавшегося в 70-х в Москве и актрисы Елены Якубович, ставшей его женой), так и закадычного друга советского поэта Романа Якобсона.
Будучи насквозь «академической» фигурой мировой славистики, Бенгт Янгфельдт написал, тем не менее, увлекательнейшее чтиво, в котором нашлось место и бытовым зарисовкам и даже светским сплетням. Со страниц книги на нас смотрят абсолютно живые фигуры столичного общества 20-х годов – писатели, поэты, кинематографисты.
Весьма неожиданным предстает и сам автор «Облака в штанах» и «Хорошо!». Нервным, даже слабым, подчиненным Лиле Брик (а не наоборот), а, ведь, все думали…
Вот, в этом-то - развенчать миф о Маяковском, как об «агитаторе, горлане, главаре» - кажется, и состоит замысел монографии, которая читается на одном дыхании.
Показать Маяковского – небольшевика – также цель Бенгдта Янгфельдта, книга которого, вне всякого сомнения, будет не менее популярна, чем монография Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского», изданная в 90-е.
Просто потому, что личность поэта Маяковского, вовсю воспевавшего жизнь, по-прежнему вызывает огромный интерес. Неменьший, чем личность Маяковского-человека, который с этой самой жизнью не выдержал состязания. На крутом вираже.
|