Сразу три российских коллектива в рейтинге лучших оркестров мира, который ежегодно составляет британский журнал «Граммофон». Он по праву считается самым влиятельным современным изданием о классической музыке. В составлении рейтинга приняли участие ведущие музыкальные критики планеты. Это они и определили двадцатку лучших оркестров 2008-го года.
Валерий Гергиев. Человек, имя которого чаще всего упоминается на страницах журнала «Граммофон». Пишут, как правило, хорошо и иногда плохо. Гергиев за пультом Лондонского симфонического оркестра получил четверку. Четвертое почетное место высшей оркестровой лиги. Те, кто судил и присуждал, детально и придирчиво рассмотрели равных среди равных со всех сторон. Оценили концерты, выход записей и, как написали в предисловии к рейтингу, «способность поддерживать культовый статус в атмосфере нарастающего соперничества». Лондонский, известный своей уникальной рабочей этикой, когда музыканты могут работать с девяти утра до девяти вечера, свой культовый статус поддерживает с помощью Гергиева.
Леннокс Маккензи, председатель правления Лондонского симфонического оркестра: «Вы знаете, редкий случай, когда на репетиции у нас мертвая тишина. Молчат даже трубачи. Все слушают маэстро Гергиева».
Гергиев за пультом оркестра Мариинского театра расположился десятью пунктами ниже, на 14-м месте. Репутация этого оркестра целиком и полностью заслуга Валерия Абисаловича. На 15-м месте оказался Российский национальный оркестр – один из самых молодых коллективов. Созданный Михаилом Плетневым, он стал одним из самых популярных в Европе. Российский национальный оркестр может позволить диктовать свои условия при выборе программ во время гастролей и фестивальных выступлений – роскошь по нынешним коммерческим временам.
Михаил Плетнев, художественный руководитель Российского национального оркестра: «Оркестр постоянно находится в европейских турах – это сделало его имя популярным. Поэтому от него ждут чего-то нового. Поэтому имя оркестра привлекает само по себе».
Строчкой ниже Российского национального оказался еще один оркестр из России – Санкт-Петербургский филармонический, которым руководит Юрий Темирканов.
Юрий Темирканов, художественный руководитель Санкт-Петербургского филармонического оркестра: «Общаешься просто по-человечески. Там половина сидит музыкантов, которые или чуть раньше учились меня, или чуть позже учились. Знаете, это какой-то дом».
А вот как выглядит пятерка самых-самых даже среди равных. На пятом месте – Чикагский симфонический оркестр. Музыканты этого оркестра славны уже тем, что играют на пределе своих возможностей вне зависимости от того, кто встал за пульт. Так что душещипательные истории издевательства музыкантов над дирижерами, поведанные Зюскиндом в «Контрабасе», в Чикагском оркестре просто невозможны. На четвертой строчке рейтинга – Лондонский симфонический с Гергиевым. Третье место занял Венский филармонический, в котором все зависит от дирижера. Поэтому рецензенты отмечают, что амплитуда качества звучания очень широкая: от потрясающих удач до полного провала. Почти лучший оркестр – Берлинский филармонический. Его основали еще в 1882-м году 54 музыканта одного из оркестров, которые отказались ехать на гастроли в железнодорожном вагоне четвертого класса. И этот дух вольности остался в коллективе до сих пор. Покорить такой оркестр может либо очень жесткий, каким был Караян, либо очень авторитетный дирижер. Таковым и является сэр Георг Шолти. Наконец, первое место в рейтинге занял Королевский оркестр Концертгебау из Амстердама. С этими музыкантами нельзя обойтись ремарками «Здесь погромче, здесь помягче». Они – из рода тех профессионалов, которые всегда ждут уникальных трактовок, индивидуальных подходов. И, как показывает рейтинг «Граммофона», их ожидания оправдываются. Как и надежды критиков.
|