В середине прошлого века в забитом и сером советском обществе образовалось яркое пятно. Это были стиляги - молодежь, которая одевалась вызывающе броско и носила невообразимые конструкции на голове. В то время когда весь советский народ искренне верил, что от саксофона до ножа – один шаг, стиляги слушали запрещенный американский джаз и танцевали буги-вуги. Реальным свидетелям и участникам этого явления сейчас уже сильно за 60, и Валерий Тодоровский к ним не относится. О стилягах он впервые услышал, когда учился во ВГИКе. Но с тех пор этот феномен не давал режиссеру покоя и наконец оформился в конкретную идею – снять о стилягах кино. Тодоровский всегда любил подобные истории – о меньшинствах, бунтарях и просто свободных людях.
Олег Янковский (актер): "Когда-то это было общее состояние. И кто-то остался там надолго, к большому сожалению. Я сам был стилягой, два-три года ходил по Бродвею, это было в городе Минске… И мы были счастливые, молодые, мне было тогда 16-17 лет".
Ирина Розанова (актриса): "Ощущение свободы всегда было вместе с нами. Я никогда не была стилягой, наверное. Но научилась брюки шить! Знаете, такие клеш, клетка яркая, ультрамарин. Вот я ходила в ней, в этой клетке, это было классно, это было здорово. Поэтому ощущение свободы – оно всегда с нами".
Разрабатывая идею "Стиляг", Валерий Тодоровский быстро понял, что его фильм должен быть музыкальным. Как-никак, именно музыка была главным вдохновителем движения, вызывавшего у приличных советских граждан приступы гнева. Правда, с музыкальным оформлением картины режиссер обошелся неожиданно вольно: его стиляги исполняют хиты, созданные уже в наше время. Впрочем, его это ничуть не смущает. Тем более что и в мировом кино уже есть пример совместимости несовместимого – "Мулен Руж". Но если смелое музыкальное решение картины было найдено довольно быстро, то с решением хореографическим пришлось изрядно помучиться.
Валерий Тодоровский (режиссер): "У меня работали два гениальных человека – Олег Глушков и Леонид Тинцуник, два хореографа. Найти их тоже была проблема, потому что надо было найти не просто хороших хореографов, а таких, которые могли бы работать в кино и с которыми был бы общий язык. Могу сказать, что мы очень долго готовили, репетировали эти танцы, а потом, когда пришли снимать, оказалось, что все не годится, потому что кино – это что-то другое, и многое пришлось придумывать на ходу. Но это безумно интересный был процесс!"
А в итоге получился кинопродукт, вполне достойный звания "мюзикл". Правда, создатели "Стиляг" не спешат пользоваться этим определением – то ли из лишней скромности, то ли из желания следовать нашей кинематографической традиции (в которой данное произведение именуется музыкальным фильмом), то ли из опасений, что "Стиляг" будут сравнивать с голливудскими шедеверами этого жанра. Но при желании любой зритель уловит в новом фильме Валерия Тодоровского отголоски "Бриолина" и "Лака для волос". Что, в общем-то, совсем не плохо. И уж если говорить о музыкальных традициях кино, то они в "Стилягах" соблюдены в полной мере.
По материалам программы "Синемания"