Пятница, 26 Апреля 24, 11:01
Главные
Новости

Мой профиль
Регистрация
Выход
Вход
Информационный портал Teatral
Главные новости Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
На нашем Teatrale
  • Суфлёрская будка
    Подписка RSS

    + Teatral'ные новости

    Новости, словно пазл, собранные из разных мест, но объединенные одним - огромным интересом публики.

    добавить на Яндекс
    Мудрость

    НЯКРОШЮС, ЭЙМУНТАС (р.1952), литовский режиссер, заслуженный деятель искусств Литовской ССР, Почетный Президент международного театрального фестиваля «Лайф» (1994–1998). Основатель театра «Менофортас» (1998). Лауреат многих национальных и международных театральных фестивалей, лауреат Государственной Премии Литовской ССР (1983), Государственной Премии СССР (1987), Государственной Премии РФ (1999), национальной премии «Золотая Маска», международной премии Союза театров Европы «Новая театральная реальность в Европе» (1991). В 1992 признан лучшим режиссером Европы Союзом театров Европы.

    Родился 21 ноября 1952 в Жемайтии, на хуторе Шилува, в крестьянской семье, где провел первые восемнадцать лет свой жизни. Поступил в Вильнюсскую государственную Консерваторию на курс Д.Тамулявичуте и В.Чибираса, через год приехал в Москву, где поступил на режиссерское отделение ГИТИСа к А.А.Гончарову. Большое впечатление произвели спектакли Р.Стуруа, А.Эфроса. «Я – шестидесятник, я родом из того времени», – признается режиссер.

    Работал в Драматическом театре Каунаса, затем – в Вильнюсском Молодежном театре (1978–1992), основанном в 1966 как первый нонконформистский театр послевоенной Литвы. Своим первым учителем считает главного режиссера этого театра Д.Тамулявичуте, у которой работал в 1977–1992. В Молодежном театре сформировался его стиль и метод, там он выпустил спектакли, прославившие и режиссера, и театр. Дипломной работой стал Вкус меда Ш.Дилени, 1978. Затем поставил ставшие знаменитыми спектакли Квадрат В.Елисеевой, 1983, И дольше века длится день по Ч.Айтматову, 1984, Государственная Премия РСФСР, Пиросмани, Пиросмани В.Коростылева, 1986, Дядя Ваня, 1986 А.Чехова, Иванов, 1988 А.Чехова, рок-оперу К.Антанелиса Любовь и смерть в Вероне, 1990, Кошка за дверью, 1990, Нос Н.Гоголя, 1991.

    Создал театр самобытной сценической метафоры, в котором обходится минимумом текста и актеров (постоянно заняты лишь несколько актеров: А.Латенас, В.Багдонас, К.Сморигинас), а главную роль в спектакле играют оформление, светорежиссура, музыка, пластическое решение. Союзники Някрошюса – художники А.Яцовскис, Н.Гультяева, М.Някрошюс (жена и сын режиссера). Так рождаются спектакли-притчи, в которых режиссер демонстрирует виртуозное владение сценическим пространством, ритмами, объемом, звуком. Фирменный знак его театра – стихии огня и воды, это живой огонь, белый дождь (из сахара, муки, песка). Вечно актуальные Пушкин, Гоголь, Айтматов и, в особенности, Чехов и Шекспир стали основным драматургическим материалом Някрошюса. Тетралогия из чеховских спектаклей и трилогия из спектаклей Шекспира – главное его создание.

    В 1994–1998 сотрудничал с театром при вильнюсском международном фестивале «Лайф», где поставил Маленькие трагедии А.С.Пушкина (1994), который, правда не принадлежит к числу крупных удач из-за перенасыщения действия символами и потери лаконизма формы. В 1995 выпустил Трех сестер А.Чехова, они были показаны на втором Чеховском фестивале в 1996. Метафоричность этого спектакля многими была воспринята как реакция на распад СССР: в нем читалось разрушение дома-империи, уход чужой армии, возникновение на развалинах дома трех автономных домиков, поэтому критики обвиняли режиссера в вольном толковании Чехова, в навязчивости символов.

    В 1997 состоялась этапная для Някрошюса постановка Гамлета, в главной роли выступил рок-певец А.Мамованатас, подросток в вытянутом свитере с панковским ежиком и серьгой в ухе. По собственному признанию, режиссер долго не решался ставить Гамлета (уже были прецеденты, когда Някрошюс отказался показать публике фактически готовых Короля Лира и Кармен с И.Дапкунайте в главных ролях). «Очень уж большая ответственность. Ведь куда еще выше? В нем – все проблемы, которые или решаешь, или не решаешь», – признавался Някрошюс. Получился шокирующий триллер о пире смерти, о жестоком промороженном времени, о предательстве и бескрайнем одиночестве, где нет места любви. Ледяной дождь, падающий на Гамлета – главная метафора спектакля. В 1999 – снова Шекспир. Макбет стал событием фестиваля «Балтийский дом». Один из самых гармоничных и простых спектаклей поставлен уже в другом театре «Менофортас» (в 2000 театр принят в Союз театров Европы). Макбет в его постановке – это минимализм сценографии и экстремальность образов. На практически пустой сцене ритм, пластика, свет, музыка (тишина не наступает ни на мгновение) создают точные и выразительные метафоры и мизансцены. В финальной сцене отрубленная голова Макбета превращается в раскаленный камень, которую ведьмы бросают в чан с водой, и пар точно служит занавесом этому спектаклю (приз за лучший зарубежный спектакль на фестивале «Золотая маска», 2000).

    Еще два спектакля в «Менофортасе» выпустил в 2001: Отелло, показанный на Всемирной театральной олимпиаде в Москве (приз критики фестиваля «Балтийский дом», ежегодная Международная театральная премия Станиславского «За вклад в развитие мирового театра»), и Чайка с итальянским актерами в театре «Метастазио» г. Прато. Оба спектакля участвовали в фестивале «Балтийский дом» 2001 в Петербурге. Чайку мэтр поставил как рассказ о любви от ее зарождения до гибели, в Италии, для актеров Школы профессионалов, в которой каждое лето проходят мастер-классы известных режиссеров (именно в Италии Някрошюс получил театральную премию Убу/Ubu). Отелло – третий спектакль по Шекспиру (после Гамлета и Макбета). Этот пятичасовой спектакль об ослеплении любовью, бесконечный и красивый, был впервые показан на Венецианской биеннале. Сложнейшая символика Отелло (вода, огонь, песок, лоханки-корабли, они же гробы и т.д.) сплетается, как всегда у Някрошюса, в точно выверенное пространство метафор, в котором слово играет не самую главную роль.

    В 2003 состоялась премьера Вишневого сада А.П.Чехова (к 100-летию пьесы и 140-летию К.С.Станиславского, режиссер поставил спектакль вместе с Фондом Станиславского в Москве). Это антреприза с русскими актерами. Ранее Някрошюс поставил четыре спектакля по пьесам Чехова: Иванов, Дядя Ваня, Три сестры и итальянская Чайка. Его первая постановка Вишневого сада представляет собой шестичасовое действо, подготовленное за весьма краткий репетиционный период. Это – первая работа Някрошюса в России, он никогда ранее не работал с русскими актерами. Здесь занято непривычно много актеров, в том числе четыре звезды: Л.Максакова, Е.Миронов, В.Ильин, А.Петренко. Пьеса, которую Чехов называл комедией, Художественный театр – драмой, в постановке Э.Някрошюса прозвучала трагедией. Он заставляет зрителей пересмотреть традиционную трактовку образа Лопахина-губителя Вишневого Сада. Не один он, «новый русский», собирается ударить топором по деревьям дворянских усадеб. Сад погубили и сами его хозяева – неуклюжие, несчастливые, не справившиеся с жизнью люди. К миру сценических иероглифов Някрошюса прибавилась оправа гигантского сломанного пенсне, символ гибели героев, а может быть, отказа автора видеть мир по-чеховски. Сопряжения русской психологической школы с литовским метафорическим театром не произошло, но спектакль – несомненное событие в жизни и российской, и мировой сцены. Постановкой Вишневого сада завершил свой чеховский цикл, а новой версией рок-оперы Ромео и Джульетты – литовскую Шекспириану. В 2002 вернулся к Шекспиру в опере, поставив во флорентийском театре Коммунале оперу Дж.Верди Макбет. Это первая работа режиссера в опере.

    Событием осеннего фестиваля «Балтийский дом» в Москве, 2003, стала постановка эпической поэмы К.Донелайтиса Времена года. Стиль поэмы литовского священника и поэта 18 в. – синтез «высокой» материи и шокирующего, грубого, «матерного» литовского фольклора. Это эпическое произведение, рассказывающее о судьбе малого народа. В поэме нет сюжета и драматического действия, она состоит из описаний природы и сцен крестьянского труда. Почти из ничего рождаются театральные метафоры: радостное, веселое, масленичное действо Радостей весны сменяется мрачной трагической осенней частью с дурными снами, черной скатертью, поминальными свечами. Режиссер верен себе, своему творческому методу. «Я всегда ставлю одну и ту же пьесу, только слова разные», – говорит он. Традиции символизма имеют глубокие корни в литовской культуре (достаточно вспомнить живопись Н.Чюрлениса, режиссуру Ю.Мильтиниса в Паневежисском театре драмы). С появлением Някрошюса литовский метафорический театр признан классикой мирового театра.

    Елена Ярошевич

    Наше время
    Заходи
    Архив Новостей
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Информация
    Главные новости [10265]
    Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!
    Спектакли OnLine [158]
    Лучшие спектакли круглосуточно и бесплатно.
    Кино и сериалы [1301]
    В разделе находятся самые знаменитые фильмы разных лет от лучших режиссёров с лучшими актёрами. Просмотр бесплатно online
    Видеоролики [40]
    Смешные и грустные, позитивные и трагические, но главное самые интересные ролики со всего мира! Просмотр бесплатно online
    Пьесы [29]
    Только лучшие пьесы, собранные со всего мира: классика и современность, сплелись в единый творческий архив пьес.
    Клипы [111]
    В разделе собраны лучшие клипы со всего мира за много лет
    Аудиокниги [24]
    Это специальный архивный раздел.в котором можно скачивать и слушать аудиокниги всевозможных авторов.
    Шоу Фрая и Лори [49]
    Лучшее скетч-шоу Англии!
    Радио Театр у Микрофона [20]
    Уникальные постановки, исполненные профессионалами. Информация предоставлена Клубом Театр у Микрофона http://vkontakte.ru/club1844933
    Петербургский Театральный журнал [5]
    Лохматые Новости [23]
    Творческий подход к созданию новостей животного мира
    Media [85]
    Видео, музыка, телепрограммы, специальные ролики и многое другое
    Журнал Проектор [17]
    Субъективное освещение вопросов дизайна
    Фотогрфии [6]
    Автор Валерий Худящев
    Креатив
    Облако
    Топы
    Яндекс цитирования
    Топ100- On-line издания
    Creative Commons License
    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    Яндекс.Метрика
    СОВЕТ
    позиция в рейтинге BestPersons.ru
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    | Teatral © 2024 | |