Ранее на этом месте было здание "Олимп". Он был построен в 1907 году. Новое здание было построено в соответствии со стилем старогов 1988 году по проекту архитектора Храмова.
Филармония состоит из Хрустального фойе, большой сцены и Камерного зала.
Афишу, подробную историю и подробности вы можете посмотреть на сайте http://filarm.ru/
В декабре 1907 года на углу Саратовской и Москательной (ныне улицы Фрунзе и Л. Толстого) по проекту известного самарского архитектора Платона Васильевича Шаманского был построен и сдан театр-цирк «Олимп».
Деньги на масштабный проект «дворца веселья и искусств» дали самарские меценаты купцы-промышленники братья Павел и Семен Калинины,. Место для «Олимпа» выбрали удачное, «намоленное». Этот пустырь издавна облюбовали заезжие циркачи и не одно десятилетие ставили там свои шатры-шапито.
В новом театре, построенном в стиле модерн, был самый большой по тем временам концертный зал Самары, рассчитанный на 1100 мест. Но поскольку небогатая публика, чтобы посмотреть на заезжих артистов, не гнушалась и постоять в проходах, реальная вместимость была куда выше. Партер при необходимости мог убираться, и тогда зал превращался в просторный цирк со своей ареной и неизменно великолепной акустикой. Правда, самарцев интересовали не только технические и эстетические возможности нового театра, но и вполне практические подробности. Именно для них в адрес-календаре за 1908 год сообщалось: «Имеется собственный постоянный концертный оркестр… Роскошный буфет… Первоклассная кухня».
Здание «Олимпа» можно смело назвать шедевром русского провинциального модерна. Архитектор П.В. Шаманский остроумно и вдохновенно обыграл угловое положение дома. Он срезал угол здания перпендикулярно диагонали перекрестка и расположил на этой оси вход. Столичные искусствоведы утверждают, что здание было перегружено декоративными элементами. Но что столице «перебор», для провинции - «богатство». И потому на стенах «Олимпа» нашлось место и женским маскам, и лошадиным головам, и барельефам крылатых пегасов. Здание украшали также две скульптуры на сюжеты греческой мифологии, установленные над арочным карнизом, балконы с ажурными решетками, окна и двери прихотливо изогнутых форм, высокие дымники, фонарь. Рассказывают, что, увидев пегасов на стене театра-цирка «Олимп» в 1909 году, Федор Шаляпин капризно воскликнул: «В конюшне петь не буду!» Но контракт был подписан, и петь великому баритону все-таки пришлось.
В сентябре 1909 года в «Олимпе» состоялся тот единственный, но незабываемый концерт лирического бас-баритона. Вот что писала об этом событии газета «Волжское слово» от 20 сентября: «Что же это было? Концерт? Нет! Это была глубоко захватывающая драма… Совсем не думалось о голосе, который поражал своей мощью и объемом, придавая ему временами, когда это нужно, столь мрачный и трагический тембр, что становилось жутко, а иногда с такой изумительной легкостью переходил на пианиссимо и повествовал о любви, о страданиях и несчастьях людей, что все это западало в сокровенные уголки нашей мысли». Так писали о чудном голосе газеты. А вот какую историю сохранила народная молва: якобы после концерта Федор Иванович с друзьями решил посидеть в самарском кабаке А.Н. Портнова. Но хозяин не узнал великого певца, и тот прошел в зал незамеченным, сел за столик у окна, заказал водки и стал ждать. А официант все не появлялся. Тогда Шаляпин решил пошутить. Щелкнул пальцем по стакану и узнал резонансную частоту, а затем громко запел в унисон. В кабаке начались дьявольские игры, один за другим стали лопаться стаканы и опрокидываться бутылки. Когда хозяин понял, кто же у него в гостях, он тут же за свой счет велел принести водки и лучшей закуски, неустанно повторяя: «Тотчас табличку повешу, что здесь пел и выпивал Ф.И. Шаляпин. Цены соответственно подниму. Пусть одна нота, но как звучала». Впрочем, скорее всего, это просто веселая байка. А Самару Шаляпин любил, она была для него по-своему родным городом, ведь здесь жили и здесь похоронены его родители.
Кого только не видели стены «Олимпа», кому только не рукоплескали его завсегдатаи. Здесь звучали волшебные голоса солистов труппы Ла-Скала. Здесь выступали Александр Блок, Леонид Собинов, Иван Козловский. В «Олимпе» на глазах изумленной публики рвал цепи и гнул рельсы Иван Заикин. Кстати, известный силач был еще и одним из первых российских воздухоплавателей. Как-то раз он предложил любому их самарских силачей, сидевших в зале, одолеть его в вольной борьбе, пообещав победителю сотенную. На «катеньку» богатыря, так в народе ласково звали сторублевую купюру, не позарился никто…
На «олимпийском» манеже гремел и паясничал на пару с художником Давидом Бурлюком поэт Владимир Маяковский. Тогда из зала кто-то выкрикнул: «Маяковский, да тебе до дурака два шага!» На что глашатай революции невозмутимо парировал: «Ошибаетесь, по-моему, четыре» - и, чтобы подтвердить свои слова, сделал в зал со сцены несколько огромных прыжков.
Но далеко не всегда в «Олимпе» сияли звезды первой величины. Самарский люд хотел зрелищ и попроще. Так, в афише 1916 года читаем: «15 сентября открывается зимний сезон. Репертуар: лубки, пародия, кабаре, канкан». Здесь выступали фокусники всех мастей и танцовщики всех жанров, клоуны черные и рыжие, но, как заметил один краевед-юморист, «наиболее ярко пошутил тут некто Адамчик, по паспорту Воля Куйбышев, который в конце октября 1917 года провозгласил здесь советскую власть». Цирк уехал, а клоуны остались!
Но до революции театр-цирк еще жил своей обычной гастрольно-концертной жизнью. К полуночи представления обычно заканчивались, гасли огни «Олимпа», и публика расходилась по домам. Те же, кто после зрелищ хотел еще хлеба и водки, плавно перетекали в ночной ресторан «Золотой якорь» на противоположной стороне Москательной.
В 1974 году «Олимп», именуемый уже филармонией, закрыли на капремонт, вернее на генеральную реконструкцию, а на деле – полностью разрушили. На месте старого здания решено было построить новое, более масштабное, удобное, роскошное. «Мы наш, мы новый мир построим»… или хотя бы концертный зал. Как пели, так и жили. Здание это решено было передвинуть от перекрестка чуть вглубь, чтобы освободить место под будущую станцию метро. Но метро у нас строят долго, еще дольше, чем возводили новую филармонию. Ее строительство начали в 1975 году, а закончили только в 1988-м.
И с тех пор «артистический перекресток» Фрунзе и Л.Толстого украшает новое концертное здание, которое архитектор Ю. В. Храмов в память о прежнем «Олимпе» стилизовал под золотой самарский модерн XIX века. Повторена конфигурация оконных проемов, центрального входа, нашлось место и лепнине, сохраненной со старого здания, маскам, пегасам, фигурам греческих муз и световому фонарю. Внешне получилось похоже, но внутри - все другое: новые интерьеры, новая музыка, новый век…
Адрес: Фрунзе ул., 141