1 марта композитору Евгению Доге исполняется 75 лет. 3 марта в 19:20 в эфир выйдет программа «Романтика романса», посвященная творчеству композитора. Нина Шацкая, Карина Сербина, Марина Девятова, Светлана Мареева, Юлия Гончарова, Максим Катырев, камерный оркестр «Времена года» под управлением Владислава Булахова исполнят песни и романсы Евгения Доги на стихи Тютчева, Кольцова, Бальмонта, Брюсова. Евгений Дога: «У меня всё - утопии, сплошные утопии. Во время учебы в Консерватории, мне хотелось научиться писать всё. Нас учили писать симфонии, сонаты, этюды, прелюдии, фуги, но не учили писать свою музыку - вот это самое тяжелое дело. Мы умели сочинять в стиле Бетховена, в стиле «Лунной сонаты» (обычно так дают ученикам), в стиле Шопена, фуги в стиле Баха - и двухголосные, и трехголосные, и четырехголосные. А вот когда ты закончил Консерваторию - что делать? Очень тяжело подступиться к своей музыке. Потому что Бах уже успел написать всё и умер даже, и Шопен, и другие гениальные композиторы уже давно своё дело сделали. А мне как было подступиться к этому?.. Мне надо было два года сидеть, я потерял уже всякую надежду на то, что я вернусь когда-нибудь к сочинению. Потому что то, чему меня научили, мне не хотелось писать, а то, что мне хотелось, я не умел. Нужно было перестроить все свое психологическое понимание того, что со мной происходит и всего, что происходит с музыкой, чтобы прийти к своей музыке. Оказалось, что прийти к своей музыке очень просто - через народную музыку. Когда появился Эмиль Лотяну - царство ему небесное, гениальный был режиссёр, просто мудрый человек, - когда мы стали делать фильм «Лаутары», то оказалось, что та музыка, которую там надо было писать, уже была написана. Ее осталось только, как говорил Глинка, аранжировать. После этого я уже стал писать и пишу вот до сих пор. Я пытаюсь вычленить музыку из стихов. Я ее не придумываю, я пытаюсь её оттуда извлечь, потому что не может быть поэзии, если в ней нет музыки. Для меня нет разницы между жанрами: детской песней и песней недетской, между симфонией или балетом, кантатой или оркестровой пьесой. Потому что, к великому сожалению, говорят (пренебрежительно): «А, это детская песня!» Или: «А я детских песен не пишу. Я серьёзный композитор, пишу только симфонии». Какой же ты симфонист, если не умеешь написать мотивчик? Ведь в любой крупной или некрупной форме, есть основа, зерно – мотивчик. Всё равно, что в стихотворении – слово. Не умеешь слово найти, тогда какой же ты поэт? Не умеешь найти мотивчик – какой же ты композитор? Поэтому мотивчик в основе всего – и детской песенки, и симфонии. Потому для меня одинаково сложно и то, и другое. Но одинаково приятно, потому что я не могу без этого».
|