19 марта в «Самарской государственной академии культуры и искусств» на кафедре актерского искусства состоялась премьера спектакля-шутки третьего актерского курса «о том, чего не может быть,…но было?» по пьесе И. Ильфа и Е. Петрова «Сильное чувство». Впечатляющих открытий в «Сильном чувстве», поставленном режиссером Ириной Сидоренко, нет, зато в ярком по стилистике спектакле присутствует добротность и отсутствует театральная пошлость.
Спектакль начинается с того, что вырисовывается из темноты, создавая эффект сновидения. Мы будто засыпаем, и нам слышатся голоса Чуланова, Риты … потом мы видим сон – саму постановку. Сценические декорации – это светлая комната, в центре которой стоит белый свадебный стол, организующий пространство спектакля, обставленный стульями; зеркало; тумба с телефонным аппаратом; патефон - сведены до минимума, чтобы в фокусе был человеческий характер. По мере продолжительности спектакля свет периодически гаснет, напоминая нам, что мы находимся во сне.
Сценография и костюмы стилизованы под авангардную моду 30-х годов, придавая сцене более реалистический характер. В цветовом оформлении «Сильного чувства» доминируют цвета белый, черный и красный. Поэтому все герои спектакля контрастно смотрятся на светлом фоне сценической атрибутики и бутафории решенных в стиле плаката и гротескных форм.
Четкая партитура каждого образа заставляет актеров подобно марионеткам существовать в определенно заданных параметрах. В спектакле слаженная актерская команда создает яркие запоминающиеся образы мамы – Елена Голикова, Льва Николаевича - Алексей Грицук, Антона Павловича- Владимир Мухтаров, Сегедильи Марковны - Инна Маслова, Справченко - Сергей Михалкин, Риты - Анна Тулаева, Мархоцкого - Сергей Новиков, Мистера Пипа - Бари Солимов, Бернардова – Вадим Вишневский, Чуланова - Роман Сидоренко, Стасика - Владимир Ярыгин. Второстепенные персонажи намечены легкими штрихами, без лишнего нажима и с долей юмора, оттеняющего эмоциональность главных героев.
Ната, в роли которой играет Анастасия Шендрик, произносит несколько коротких реплик, а её экс-муж Лифшиц, в роли, которого задействован актер театра юного зрителя «СамАрт» Олег Сенченко, ни одной, да и появляется на сцене в самом конце водевиля. Основная пружина действия и главная героиня – Рита, младшая сестра Наты. Она мечтает выйти замуж за иностранца и считает свадьбу сестры подходящим и, возможно, уникальным событием, когда может осуществиться её мечта.
Актриса Анна Тулаева, играющая роль Риты сумела передать решительный и самоуверенный характер героини, излучающей обаяние молодости и не сомневающейся в силе своих женских чар. В неё без памяти влюблён Чуланов, готовый выполнить любую Ритину прихоть. Ему она поручает привести иностранца и раздобыть провизию, что в Москве начала 1930-х сделать было совсем нелегко. Рита озабочена тем, чтобы свадебная пирушка удалась на славу, потому что надеется на ней поймать свою «птицу счастья».
Чуланов, которого эмоционально играет актер Роман Сидоренко, на первый взгляд выглядит глупцом, человеком поверхностным и нерешительным. Влюбленный в Риту, он хочет чтобы она вышла за него замуж и грозится повеситься, если Рита откажет. Сбивается с ног в поисках иностранца – своего потенциального соперника. Отказывается «по мужски» поговорить с Лифшицем, существом весьма тщедушным. Несколько странно, что при всём этом Чуланов оказывается победителем: именно ему под занавес достаётся Ритин поцелуй.
Но он не так прост, как кажется. Оба иностранца, которых он приводит, оказываются второсортными (с точки зрения Риты): «японец» оказывается китайцем из прачечной, а мистер Пип из Филадельфии - безработным.
Надо заметить, что мама, которую играет Елена Голикова, образ которой совпал с образом героини, с самого начала считает, что Чуланов «вполне приличный молодой человек» и Рите подходит. Мама, вообще, человек тонко чувствующий и мудрый. Именно она резюмирут водевиль: «Вот говорили – водки не хватит, а все перепились!». По контрасту с категоричной Ритой (хочу и всё!) мама человек мягкий и рассудительный. Хотя она и оправдывает второе замужество Наты тем, что Лифшиц – караим, а у Стасика большая комната, но при этом панически боится гнева Лифшица, хотя прекрасно знает, какой он физически тщедушный.
Сливающийся со своим героем, Бернардовым, актер Вадим Вишневский олицетворяет экономический принцип социализма: «Мы делаем вид, что работаем, а вы делаете вид, что нам платите». И ещё новый тип «ответственного работника», который может заниматься чем угодно – от культуры до пожарного дела – и всюду это будет лишь имитация деятельности.
Мархоцкий, в роли которого играет актер Сергей Новиков, расписывает своё чуть ли не идиллическое пребывание в тюрьме. Здесь за внешней комичностью скрыт сарказм. Характерно, как Мархоцкий не раз проговаривается про тюрьму и свой срок. По режисерсской задумке актер даже забирается на стул, рассказывая о тюремной жизни, а гости как будто его не слышат.
Актеры играли с полной самоотдачей, их голоса достигали самых отдаленных уголков зрительного зала. Публика, реагировала бодрым смехом на реплики героев. Так же, зал оживился, услышав актуальную для нашего времени фразу Чуланова: «Что я могу сделать, Риточка? Дитя кризиса. Ну, кризис, понимаете - мировой «финансовый» кризис. Я не виноват. Еще Маркс говорил, что так будет. Марксу вы наконец верите?».
На протяжении всего спектакля в дверь кто-то стучал. От этого равномерного, кошмарного стука все актеры вздрагивали в такт ударам, что придавало еще большую динамику постановке.
Музыкальная тема 20-30х г.г. возникала в качестве лейтмотива спектакля, углубляя звучание основной темы произведения.
«Сильное чувство» как начинался, так и завершился, уйдя в темноту, оставшись в сознание зрителей сном. Темпераментный, игровой спектакль прошел с аншлагом и закончился овациями, дав замечательный оптимистический посыл.
|