Виктория Никифорова
Крестный путь Микки Рурка, апокалипсис Николаса Кейджа, новый фильм Дарденнов, кровь «Хранителей», страхи норвежских железнодорожников и др.
«Рестлер». Режиссер Даррен Аронофски
«Золотой лев» венецианского фестиваля и «Золотой глобус» Микки Рурку — уже повод, чтобы посмотреть «Рестлера». Не говоря уж про репутацию культового режиссера Даррена Аронофски, который стартовал сюрреалистическим фильмом «Пи», продолжил карьеру наркотическим трипом «Реквием по мечте», а затем выдал «Фонтан», которого отечественные киноманы подняли на щит, как много лет назад — «Мертвеца» Джармуша. «Рестлер» — очень здорово сработанное кино на очень эффектную тему: старый больной рестлер совершенно помешан на своем странном спорте и, даже когда врачи советуют ему уйти на пенсию, не выдерживает и возвращается на ринг, предположительно со смертельным исходом. Рестлера играет экс-боксер Микки Рурк, который поначалу к этой национальной американской забаве относился несерьезно: «Я думал, что это не спорт, а просто шоу. Но когда за шесть недель тренировок я три раза побывал в больнице с тяжелыми травмами, я изменил свое мнение. Это настоящий спорт, я просто влюбился в него — и в ребят, которые им занимаются, тоже. Они все делают вместе: тренируются, пьют пиво, трахают женщин». Само собой понятно, что этапы большого пути Микки Рурка отражаются в биографии его рестлера; естественно, что актер играет в фильме как бы самого себя. Немножко коробит только пафос, с которым подан рестлинг, и особенно возвращение героя на ринг — аллюзии, скрытые и откровенные, на страсти Христовы, выглядят довольно-таки вульгарно.
«Хранители». Режиссер Зак Снайдер
Первые сорок минут я бы вырезала сразу: действие фильма Снайдера раскручивается медленно, как огромный маховик. Но стоит ему набрать темп, как от экрана оторваться уже невозможно. Фанаты графического романа ругают Снайдера за робкую ученическую старательность, с которой тот воспроизвел все сюжетные ходы Алана Мура. Но в биографиях героев и сюжетных линиях путаешься только первое время, дальше все становится понятным. И даже закадровый голос — нудный, пафосный, примерно такой же, который раздражал в «Городе грехов», — перестает утомлять. Интрига «Хранителей», где спасители человечества отправляют на тот свет миллионы людей — всё для того, чтобы спасти человечество, — поражает своей жестокостью и честностью. Собственно, кино это о том, что миру пора пустить кровь; тогда, есть надежда, его проблемы разрешатся сами собой. К этой мысли приходят, напомним, не малоприятные политики, а умные и благородные супермены. Апокалипсис в их исполнении выглядит очень кроваво и убедительно. И даже мысль о том, что действие «Хранителей» происходит в альтернативной вселенной, где СССР не распался, а Никсон переизбрался на третий срок, не очень успокаивает.
«Знамение». Режиссер Алекс Пройас
Постановщик грандиозного антиутопического нуара «Город тьмы» и умелого фантастического боевика «Я, робот» выпускает свой самый амбициозный авторский проект. Завязка истории — в том, что на человечество наступает апокалипсис, но развязка вовсе не в том, что главный герой человечество спасает — под аккомпанемент оркестра и аплодисменты спасаемых. Главного героя играет Николас Кейдж, но Пройас добился от него невозможного: суперзвезда дает не самого себя в предлагаемых обстоятельствах, а совершенно другого и очень реального человека. Сюжет сплетен так хитро, что пересказывать его нет смысла, а финал готовит вам такой сюрприз, что было бы нечестно его спойлерить.
«Молчание Лорны». Режиссеры Жак и Люк Дарденны
Очень нетипичное кино для братьев-бельгийцев — лихо закрученная и предельно жесткая история про албанку-эмигрантку, готовую на все, лишь бы остаться в Бельгии и развязаться с мужем-наркоманом, который был ей нужен только ради получения вида на жительство. Знатоки сетуют, что «Лорне» не хватает фирменной дарденновской медитативности. Братья, мол, пошли на уступки массовому вкусу, сняв практически нормальный триллер. Но зрителю, незнакомому с Дарденнами, лучше, наверное, начинать знакомство как раз с таких, более приноровленных к массовому вкусу лент. Хотя «Дитя», наверное, для этих целей еще лучше.
«Интернэшнл». Режиссер Том Тыквер
Нет, ничего подобного «Беги, Лола, беги» Тыквер не снял и уже, наверное, никогда не снимет. Но свою репутацию главного режиссера Германии он вполне оправдал и умудрился сохранить авторскую независимость, даже снимая блокбастер с голливудскими звездами в главных ролях. Звезды — Клайв Оуэн и Наоми Уоттс — выглядят приятно негламурными — помятые, растрепанные, с красными глазами. Сюжет про мировую закулису, обретающуюся в некоем могущественном банке и готовящую третью мировую войну, выдает левые симпатии режиссера. Тыквер даже решился отказаться от хеппи-энда — финал «Интернэшнл» демонстрирует полную неспособность хорошего честного героя победить зло даже в одном отдельно взятом банке и радует своим реализмом.
«О'Хортен». Режиссер Бент Хамер
Очаровательная норвежская трагикомедия про железнодорожника, который вышел на пенсию, и тут-то у него и началась новая жизнь. Интересная, полная приключений и очень близкая к смерти. Хамер, автор «Яиц» и «Кухонных баек», вообще любит снимать про стариков, путешествующих по пустынному перегону от жизни к смерти. У его героя О’Хортена это путешествие выходит на редкость увлекательным; он попадает в странные места, знакомится со странными людьми, и каждый его шаг овеян ветерком холодноватого скандинавского абсурда, хорошо знакомого нам по фильмам Андерссона и Каурисмяки.
«Миллионер из трущоб». Режиссеры Дэнни Бойл, Лэвлин Тандал Очень задорное кино, абсолютный фаворит оскаровской гонки, рассказывает о приключениях индийского мальчика в каменных джунглях современного Бомбея. В раннем детстве у него убивают мать, потом он попадает в лапы компрачикосов, уродующих детишек, чтобы сделать из них профессиональных нищих, сбегает от них, потом возвращается, находит свою единственную любовь, теряет ее, опять находит, подрабатывает разносчиком чая в колл-центре, случайно попадает на игру «Кто хочет стать миллионером?», чудом находит ответы на все вопросы, попадает в полицию, где его чуть не забивают до смерти, выигрывает миллион, — неплохой наворот, правда? Снято все это невероятно темпераментно, экспедиция в Индию обеспечила мощную инъекцию болливудской энергии. В результате у Бойла получилось такое динамичное, брызжущее адреналином кино, какого он не снимал со времен Trainspotting.
|